Образовательный процесс в нашей стране сопряжен с проблемами, поскольку в нем задействовано много людей со своими характерами. Государство взяло на себя ответственность за обеспечение детей качественным образованием, а также за соблюдение их прав и свобод.
Однако бывают случаи, когда необходимо обезопасить свое чадо от представителей образовательной системы. Для этого подаются жалобы, на которые руководство школы и вышестоящие инстанции обязаны реагировать оперативно, поскольку дело касается детей.
Содержание:
По каким вопросам можно подавать жалобу
Прежде чем жаловаться, необходимо понимать, какие права у вашего ребенка есть в рамках получения образовательных услуг.
Основания для жалоб прописаны в Федеральном Законе №273, и включают следующие ситуации:
- Отказы в переводах в другие учреждения или на другую форму обучения.
- Отказы в предоставлении помощи детям – психологической, социальной или медицинской.
- Запреты на самовыражение, свободу слова и передачу информации.
- Принудительный труд, не согласованный и не одобренный родителями или попечителями ребенка.
- Принудительное посещение мероприятий, не относящихся к получению образовательной услуги.
- Подталкивание к вступлению в политические организации, ведение дел в них от лица ребенка без его согласия.
- Оскорбления, физические и психические наказания.
- Выдача взысканий и наказаний тем детям, которые пребывают на каникулах, на больничных, а также имеют особенности в развитии или проблемы со здоровьем. Также недопустимо дисциплинарно наказывать младших школьников.
- Отказы к допуску до уроков, а также отказы в принятии в школу «не зарегистрированного на закрепленной за школой территории» ребенка.
На практике получается, что пожаловаться можно на что угодно, включая состояние классов, поборы, неправомерные действия преподавателей, давление со стороны одноклассников или учителей и т.д.
Главное, чтобы причина была подтверждена, а еще лучше неоднократно и несколькими учащимися. В противном случае жалоба может быть признана безосновательной и получить отказ в удовлетворении требований родителей.
Чего можно добиться
Подавая жалобу на преподавателя, директора или в целом на школу, нужно понимать, что разбирательство принесет определенные плоды. Так, последствия могут быть следующими:
- Школа пересмотрит свой устав и нормативные акты под давлением вышестоящего органа, чтобы они соответствовали конституции РФ и законам об образовании.
- Учителя или директора обяжут принять конкретные меры, чтобы исправить ситуацию.
- Образовательное учреждение может лишиться лицензии, если нарушение слишком серьезное.
- Учителя, директора и другой персонал школы могут снять с должности и уволить.
- Ребенку и родителям могут выплатить средства за нанесение материального или морального ущерба.
- Дисциплинарное, административное или уголовное наказание преподавателю, директору, персоналу или другому ученику за содеянное.
Тяжесть последствий зависит от серьезности нарушения. Об этом стоит помнить, включая в свою жалобу требования – если они будут несоизмеримы возникшей ситуации, не удивляйтесь, если администрация школы или вышестоящая инстанция не удовлетворит их, а назначит собственное наказание.
Как и куда жаловаться
Школа, как и другие образовательные учреждения, является одним из звеньев иерархической системы. Соответственно, подавать жалобу следует «с низов», продвигаясь вверх по ответственным за обеспечение образованием учреждениям.
В саму школу
В саму школу жалоба подается директору, и обычно касается инцидентов с учителями или с представителями педагогического состава школы в целом.
Учительские действия обжалуются не только директором, но с формированием комиссии, в которую должны входить представители как сотрудников, так и родителей. Их выбирает администрация и родительский комитет.
Жалоба в школу составляется по стандартной схеме в свободной форме, и направляется на имя директора – можно подать лично под подпись секретаря на одном из экземпляров, либо отправить заказным письмом с уведомлением, если секретарь отказывается принимать жалобу на рассмотрение.
В тексте жалобы нужно указать:
- ФИО заявителя или заявителей.
- Информацию о школе.
- ФИО директора.
- Описание проблемы с именами участников инцидента, датами и имеющимися подтверждениями (свидетелями).
- Просьбу в адрес директора – конкретную.
Если рассматривается конфликт между несколькими сторонами, их присутствие возможно на рассмотрении заявления комиссией или директором. Показания сторон принимаются к рассмотрению наравне с доказательствами и отсылками к нормативным актам учреждения.
Последствие подачи такой жалобы – постановление с описанием вынесенного директором или комиссией решения.
Важно! Если вашу жалобу проигнорировали, школа будет нести двойную ответственность – как за правонарушение учителя, так и за отсутствие действий (покрывательство) со стороны администрации и директора. Подавать обращение следует в вышестоящую инстанцию.
В районное муниципальное управление
В каждом регионе и районе города есть свое управление, которое занимается надзором за школами и образовательными учреждениями. Именно оно отвечает за правонарушения всей школы или ее директора. Подача жалобы схожа с предыдущей ситуацией, только теперь в ней нужно будет описывать еще и действия или бездействия администрации школы для урегулирования изначального вопроса.
Подается жалоба в двух экземплярах, на одном из которых обязательна отметка о принятии – это ваша гарантия того, что ее рассмотрят. Если отметки нет, продублируйте жалобу по почте заказным письмом, и сохраните корешки.
Причины, по которым возможно обращение в районное управление, включают в себя не только бездействие администрации. Также, сюда подаются жалобы, если:
- Организация урока нанесла ребенку вред – обычно касается уроков физкультуры.
- Учитель не смог обеспечить безопасность ученика, и ему нанесли вред другие учащиеся, а разбирательства не последовало.
- В школе происходят поборы или серьезные нарушения со стороны классных руководителей, завучей или директора.
Адреса муниципальных управлений вы найдете на сайте Департамента образования вашего региона.
В региональный департамент образования
Над всеми муниципальными структурами «верховодит»региональный Департамент образования, рассматривающий жалобы по поводу школ со всего региона.
Он отвечает за:
- То, чтобы действия школы и других образовательных учреждений были правомерными и урегулированными.
- Разработку программ.
- Соблюдение школами прав и свобод учеников.
Соответственно, подавать сюда жалобу можно, если вы не удовлетворены текущей программой или стандартами обучения в вашей школе; права ребенка на получение образования нарушаются, или регламент школ ущемляет права или препятствует получению знаний.
Подача жалобы точно такая же, как и раньше, только способов уже больше:
- Вы можете воспользоваться электронной приемной Департамента и подать жалобу через интернет (для некоторых регионов).
- Вы можете отправить заказное письмо на адрес регионального Департамента.
- Вы можете принести обращение лично в отдел по рассмотрению жалоб Департамента (как и раньше, под подпись и отметку о принятии).
Важно! Анонимные жалобы не рассматриваются.
В Рособрнадзор
Рособнадзор принимает жалобы, если:
- Правонарушители – представители администрации или члены педагогического состава школы.
- Правонарушители – должностные лица вышестоящих управлений.
Обычно сюда направляют жалобы, если заявления в нижестоящие инстанции и саму школу не оказали эффекта. К своему обращению при этом нужно приложить копию отказа нижестоящих инстанций, либо подтверждения о том, что ситуация так и не поменялась, хотя вы пытались ее урегулировать на локальном уровне.
Рособрнадзор принимает жалобы:
- На адрес в Москве – ул. Садовая-Сухаревская, дом 16, К-51. Индекс: 127994, ГСП-4.
- На официальном сайте в разделе «Общественная приемная».
- По телефонам — +7495 608-6257, если нарушение касается школы. +7495 608-6257, если нарушение касается департамента. Здесь идет запись на прием, а свою жалобу вы сможете озвучить устно или передать в письменном виде руководителю управления.
В Роспотребнадзор
Занимается контролем за качеством предоставляемых гражданам услуг. Сюда следует обращаться, если:
- Вы недополучили образовательную услугу, особенно если она была платной.
- Состояние здания школы, условий обучения, питания учащихся не соответствует санитарным и другим нормам.
- Если нарушаются нормы безопасности.
Жалобы можно направить:
- По почте – Москва, переулок Вадковский, дом 18 (строение 5, 7). Письмо должно быть заказным.
- Лично – в отделении в вашем регионе по установленному графику.
В Минобрнауки
Орган власти, действующий на федеральном уровне. Сюда следует обращаться, если:
- Были нарушены права ребенка как одного из участников образовательного процесса.
- Нормативные акты школы или программы обучения не соответствуют федеральным стандартам.
- У вас есть претензии к качеству работы школы.
- Вы хотите усовершенствовать функционирование школы каким-либо образом, ибо вас не устраивает нынешнее положение дел.
Минобрнауки официально получает жалобы по таким каналам, как:
- Почта – улица Тверская, 11. Москва. Индекс: 125993. А также – улица Люсиновская, 51. Моква. Индекс: 117997. Принимаются заказные письма.
- Интернет-приемная в соответствующем разделе сайта mon.gov.ru.
- Личное обращение с паспортом и жалобой – визит в Общественную приемную (находится по улице Люсиновской).
В прокуратуру или суд
Сюда подаются уже не жалобы, а заявления и иски. Следует пользоваться этой опцией только в случае возникновения серьезных правонарушений со стороны представителей школы, учеников, департаментов или других учреждений (например, взяточничество, сборы денег, воровство, причинение тяжкого вреда, способствование травле ребенка и т.д.)
Обязательно наличие доказательств для облегчения разбирательства, а также подтверждение, что вы уже пытались решить проблему на месте (в досудебном порядке) через Министерство, Департамент и муниципальное управление.
Результатом подачи заявления в прокуратуру может стать проверка и привлечение виновника к административной ответственности. Если подразумевается серьезная ответственность, прокуратура способна и сама направить дело в судебные инстанции, но вы также можете это сделать и сами.
Подавать заявление следует в прокуратуру того района, где находится образовательное учреждение.
В омбудсмен
Последняя инстанция, которая может помочь в том случае, если все остальные способы не возымели нужного эффекта.
Омбудсмен – это Уполномоченный по правам человека в РФ, который может дополнить разбирательство своим постановлением или советом по поводу возникшей ситуации и существенно облегчить рассмотрение жалобы на государственном уровне.
Сюда направляется не жалоба, а ходатайство. Вместе с ним обязательны копии постановлений, решений и судебных актов, которые были проигнорированы школой и другими вышестоящими инстанциями.
Подробная информация об омбудсмене и регламенте общения с ним – на сайте http://ombudsmanrf.org.
Письменные обращения принимаются по адресу – ул. Мясницкая, дом 47 (к. 115) Индекс: 101000. В каждом регионе есть свой омбудсмен, контактные данные которых можно узнать на сайте.
Также можно обратиться по телефонам: +7495 6073467 или +7495 6071922.