Последние 10 лет телефоны компании «Эппл», несмотря на их весьма высокую цену, находятся на пике популярности. Айфоны – самые желанные смартфоны в мире, и Россия в данном вопросе – не исключение.
Ежедневно россияне приобретают тысячи айфонов, однако, к сожалению, далеко не все такие покупки являются удачными. Телефоны, купленные в подарок, могут банально не понравится их новым владельцам, иногда даже в высококачественных айфонах встречается брак либо они ломаются прежде положенного времени.
Что делать неудачливому потребителю в подобных ситуациях, как вернуть «яблочный» смартфон – читайте в этом материале.
Содержание:
Можно ли вернуть по закону?
Вопрос законности возврата айфона сам по себе непростой. На территории Российской Федерации, он регулируется, с одной стороны, российским законодательством, а именно законом «О защите прав потребителей» и Постановлением №55 от 1998 года, а с другой стороны, собственной корпоративной политикой «Эппл».
Таким образом, согласно российскому законодательству, вернуть смартфон возможно только если он с какой-то поломкой – некачественный — находится на гарантийном обслуживании. Качественный же телефон, даже в двухнедельный срок, возвратить нельзя, так как он относится к «невозвратным» технически сложным товарам.
С другой стороны, компания «Эппл» очень лояльна к своим клиентам, в связи с чем предоставляет им возможность возврата или обмена айфонов в традиционный 14-дневный срок. При этом на сайте компании уточняется, что смартфон не должен носить следов эксплуатации, должен иметь товарный вид, сохранять все исходные наклейки и ярлыки, все комплектующие и даже упаковку, а также чеки.
Видимое разногласие между российскими законами и корпоративными особенностями «Эппл» в РФ урегулировали таким образом, что позволили покупателям возвращать айфоны (а также, кстати, другие товары компании «Эппл») в магазин, внеся определенные уточнения в «невозвратный» перечень 1998.
Таким образом, ни кием образом не нарушая законодательство, можно возвратить продавцу как качественный, так и некачественный смартфон, несмотря на то, что он «технически сложный», «невозвратный» товар.
Как вернуть айфон на гарантийном сроке?
Гарантийный срок товара начинает отсчитываться со дня его приобретения. Возврат айфона по гарантии будет зависеть от того, когда покупатель обращается в магазин. Учитывая корпоративные правила «Эппл» айфон в собственных магазинах компании можно вернуть по причине того, что он не подошел пользователю. Не подойти он может по таким параметрам, как:
- цвет;
- размер;
- удобство использования;
- функционал.
То есть, грубо говоря, если полученный, например, в подарок телефон не нравится, можно его сдать. Однако в этом случае, обязательным условием приема айфона будет его полная укомплектованность и полностью товарный вид. Все марки, наклейки должны быть на своих местах. Также крайне желательно наличие упаковок и всей сопроводительной документации (талоны, инструкции и т.д.). Если в комплекте с телефоном шел подарок, придется вернуть и его.
Еще один важный момент: обязательным условием для возврата будет написание специального заявления. Его форму можно скачать на сайте компании либо получить непосредственно в магазине.
Другое дело возврат в 14-дневный срок бракованного телефона «Эппл». Такой возврат будет осуществить еще проще. Причем в данном случае сохранность упаковки и всех этикеток вовсе не обязательна. Например, у купленного неделю назад айфона не срабатывает сенсор. Как поступить?
Следует взять сам смартфон, чеки и гарантийный талон (если данных документов нет, потребуется несколько свидетелей для подтверждения покупки) и собственный паспорт и идти в магазин. Там объяснить ситуацию и сдать телефон. Продавец при этом попросит написать заявление на возврат. В данном заявлении в графе «причины» нужно указать на конкретную неисправность.
После этого клиент получит обратно свои деньги, если платил наличными. Если он платил по карте, деньги на нее вернутся через пару недель, по прошествии всех банковских операций.
Если поломка обнаружена спустя несколько месяцев
Если поломка смартфона от «Эппл» происходит лишь спустя несколько месяцев после покупки (однако в период действия гарантии) вернуть телефон магазину будет сложнее, однако это тоже реально. В данном случае, самым главным будет доказать, что смартфон сломался не по вине пользователя, а именно по вине производителя или магазина. Так, если клиент уронил айфон на асфальт или в озеро, ни возвращать ни даже ремонтировать его по гарантии он не имеет права, так как в возникшей неисправности виноват сам.
Другое дело, если клиент бережно пользовался «эппловским» телефон, а тот почему-то перестал работать. В такой ситуации неудачливому клиенту следует быстро брать телефон, чеки, гарантийный талон, паспорт, составлять претензию качества (специальное заявление на возврат) и обращаться в магазин, в котором совершалась покупка, либо сервисный центр «Эппл». Там следует все подробно объяснить и дальше действовать по ситуации.
Если заводской брак не очевиден, продавец будет настаивать на экспертизе качества. И здесь у клиента есть 2 варианта: доверить проведение экспертизы магазину и их партнерскому сервисному центру либо обратиться за свой счет к независимым экспертам, и уже с их заключением требовать (на свое усмотрение) у магазина:
- ремонта айфона за счет продавца;
- обмена телефона на аналогичный качественный;
- обмена телефона на похожий качественный с пересчетом стоимости;
- полного возврата, если поломка крайне сложная.
Впрочем, как показывает практика, даже если поломка сложная и это признают независимые эксперты, продавцы соглашаются только на первый вариант. Следует знать, что телефон по гарантии должен быть отремонтирован в период 45 дней со дня подачи заявления.
Если продавец не соблюдает эти сроки, клиент правомочен просить уже полного возврата средств. Также полного возврата требовать он может, если айфон ломается меньше, чем через месяц после ремонта по гарантии.
Как вернуть айфон, купленный в кредит?
Возврат техники, купленной в кредит, — дело очень хлопотное. Причем алгоритм действий клиента в этом случае будет напрямую зависеть от того, рассчитался он уже с банком за кредит или нет. Если человек за кредит уже расплатился, ему следует взять в банке справку об этом.
С этой справкой – идти в магазин и запрашивать там возврат средств за телефон наличными. Всю эту информацию в бухгалтерии салона должны будут проверить, и лишь после этого (как правило, спустя несколько дней) дать ответ – возможен ли возврат. Далее все по выше описанной процедуре: составление заявления на возврат и т.д.
Если же кредит еще не погашен, придется перво-наперво объяснить ситуацию в магазине и запросить акт расторжения сделки купли-продажи, возвратить первый взнос за телефон. С документами позднее нужно идти к специалистам банка-кредитора и объяснять ситуацию им, расторгая кредитный договор.
Следует знать, что после расторжения договора с банком, уплаченную сумму за телефон клиенту банк вернет, однако проценты, в любом случае, остаются в банке, в качестве оплаты за его услуги.
Купленный в интернет-магазине
Как это ни удивительно, но вернуть айфон, купленный онлайн, быстрее и проще всего. Так, яблочная компания, будучи лояльной к своим клиентам, позволяет производить возврат качественных телефонов, купленных через официальный сайт, в течение двух недель. Причем никакой экспертизы в данном случае производиться не будет.
Правда, здесь, как и в случае с возвратом смартфона в салон, обязательным условием является полная комплектация и товарный вид гаджета, в том числе сохранность всех наклеек и этикеток, а также упаковки.
Что касается самой процедуры возврата, то она выглядит следующим образом. Прежде всего, нужно позвонить в службу поддержки «Эппл» (все контакты есть на сайте компании). Там диспетчеру следует объяснить ситуацию и продиктовать номер заказа, свой контактный телефонный номер, удобный для общения с курьером день.
После этого диспетчер продиктует клиенту специальный номер, чтобы авторизовать возврат. Этот номер и нужно написать на упаковке айфона перед тем, как вручать его курьеру. Деньги на карточку клиента вернуться примерно через неделю после того, как курьер заберет товар. Возврата средств наличными, в данном случае, быть не может.
Как проводится экспертиза?
Экспертиза качества смартфона представляет собой проверку профессионалами свойств и характеристик телефона. Проводится в обязательном порядке для урегулирования досудебного спора по качеству телефона, например, при его возврате/обмене.
Экспертам в данном случае передается сам айфон, а также все документы на него: техпаспорт, инструкцию, гарантийное соглашение.
Далее эксперты осматривают устройство визуально, проверяют его основные функции, при сложных поломках вскрывают корпус с помощью специальных инструментов и осматривают детали прибора.
По результатам исследования компания составляет отчет или заключение, в котором будут даны ответы на все вопросы, поставленные заказчиком о состоянии айфона. Экспертное заключение – это официальная бумага, без которой не обойтись при необходимости урегулировать спор с продавцом как в досудебном, так и в судебном порядке.
Что делать, если продавец отказался вернуть деньги?
В некоторых случаях, несмотря на правомерность действий клиента и наличие у него экспертного заключения, подтверждающего брак товара, продавец отказывается принимать айфон и возвращать деньги, сознательно нарушая права потребителя. У последнего в данном случае только один выход – жаловаться в выше стоящие инстанции.
Так, перво-наперво можно обратиться в общество по защите прав потребителей и Роспотребнадзор. В данных инстанциях опытные юристы проконсультируют клиента и подскажут, как действовать дальше. Что касается Роспотребнадзора, то он вправе проверить недобросовестного предпринимателя и наложить на компанию существенный штраф.
Если же не работают и эти, сравнительно мирные, меры, обманутому клиенту прямая дорога в суд. Следует подать иск на имя руководства магазина и приложить к нему все бумаги, проходившие по делу, в том числе чеки, гарантийный талон, претензию и ответ на нее, заключение экспертов. Если клиент действительно прав суд поможет ему возвратить смартфон, а также получить деньги от продавца за моральный ущерб.