Пылесос – незаменимая вещь в любом современном доме, и каждый человек несколько раз в жизни покупает эту бытовую технику. К сожалению, такие покупки бывают не всегда успешны: купленный пылесос может банально разонравиться (не подойти, быть неудобным), оказаться бракованным либо внезапно сломаться после нескольких раз эксплуатации. В такой ситуации клиент имеет полное право вернуть неудачную покупку. О том, как сделать это быстро, законно и, главное, результативно – эта статья.
Содержание:
Можно ли вернуть по закону?
Если возникла необходимость возврата пылесоса обратно продавцу, прежде всего нужно определиться с причиной возврата и характеристиками техники. Если купленный пылесос (например, на подарок другому человеку) не нравится владельцу, он может запросто вернуть товар продавцу.
При этом закон «О защите прав потребителей», что вернуть исправный пылесос, который не подошел по форме, цвету или размеру можно в течение двух недель со дня совершения покупки. Товар, однако, не должен иметь ни малейших следов использования (иметь первоначальный вид), быть полностью укомплектован, как и при продаже (включая все щетки, насадки, фильтры и даже упаковку).
Также, возвращая качественную покупку продавцу, очень желательно иметь с собой кассовый и товарный чеки, гарантийный талон на технику. Однако, если данных бумаг нет, а есть свидетель, способный подтвердить акт купли-продажи, законный возврат в двухнедельный срок также возможен.
Совсем иная ситуация с возвратом некачественного, бракованного пылесоса. Если покупатель обнаружил заводской брак, либо техника внезапно сломалась после нескольких раз использования, клиент имеет право вернуть ее в магазин в любой из дней гарантийного обслуживания данной техники. Это право также закреплено в законе «О защите прав потребителей», а именно в 18-24 его статьях.
В случае, если гарантия на товар по той или иной причине не установлена, сроком возврата некачественной техники считается двухлетний срок со дня приобретения товара.
Как вернуть исправный пылесос
Алгоритм возврата рабочего пылесоса довольно прост и выглядит следующим образом. Чтобы получить обратно свои деньги и сдать непонравившийся товар, клиенту следует захватить все квитанции и чеки, сам товар и всю его комплектацию и, не позднее чем через 14 дней со дня совершения акта купли-продажи, обратиться с просьбой вернуть покупку в нужный магазин.
Добросовестный продавец в такой ситуации осмотрит пылесос, затем, если все в порядке, попросит клиента заполнить некоторые бумаги (например, заявление на возврат) и в тот же день возвратит деньги. Клиенту также могут предложить обменять товар на аналогичный, однако более подходящий. Разница в цене в этом случае будет элементарно пересчитана.
Возврат некачественного товара
Возврат бракованного и некачественного товара, как правило, более затруднительный, чем возврат качественного: продавцы бесконечно ищут лазейки, чтобы не возвращать клиенту деньги. Однако, если покупатель действительно прав, действует продуманно и законно, отстоять свои интересы он сможет.
Итак, как и в случае с возвратом рабочей техники, желая получить обратно деньги за некачественный пылесос (или обменять дефективную модель на рабочую), клиенту прежде всего, нужно подготовиться и собрать все имеющиеся у него бумаги, которые касаются покупки данного пылесоса. Однозначно понадобятся товарный и кассовый чеки, гарантийный талон. С них следует снять по несколько копий.
Далее, с дефективным товаром и всеми его комплектующими клиент отправляется в магазин, описывает продавцу ситуацию, и далее действует по ситуации. Так, клиент обращается с просьбой о возврате вскоре после покупки пылесоса, если заводской брак техники очевиден и имеются подтверждающие покупку документы, продавец, скорее всего, попросит клиента заполнить заявление на возврат, примет бракованный товар и возвратит деньги.
А вот если со дня покупки прошло больше 15 дней, даже при наличии у клиента гарантийного талона и видимом дефекте в пылесосе, в поведении продавца возможны варианты. Прежде всего, велика вероятность того, что он будет настаивать на осмотре товара сотрудниками сервисного центра или проведении независимой экспертизы, чтобы точно выяснить, в чем причина поломки пылесоса.
Далее – если проверка доказала, что товар не исправен по причине плохой сборки либо была допущена ошибка при изготовлении, покупателю предложат бесплатный ремонт товара. Если после двух таких ремонтов пылесос сломается опять, деньги за него должны будут вернуть.
Если же проверка покажет, что причина неисправности – неаккуратное использование, деньги за пылесос клиенту не вернут. Здесь стоит понимать, что с результатами проверки магазина клиент вправе не согласиться и обратиться к независимым экспертам, самостоятельно оплатив расходы на экспертизу.
Если независимая экспертиза докажет правоту клиента, с заключением экспертов, а также специальным документом – претензией на имя руководства магазина – следует вновь идти к продавцу. В такой ситуации он должен будет осуществить возврат средств (замену товара).
Срок возврата
Закон «О защите прав потребителей» утверждает, что после принятия товара, а также заявления на возврат/претензии продавец обязан удовлетворить требования клиента в течение 10 рабочих дней. В противном случае, за неисполнение данного закона, продавец может быть оштрафован на сумму, составляющую половину от суммы стоимости пылесоса.
При этом в ситуации с проверкой товара сервисным центром, экспертизой, срок удовлетворения просьбы клиента и дачи ему ответа увеличивается до 14 дней.
Нужно также знать, что ремонт техники не должен превышать 45 дней. То есть, если пылесос будет находиться на гарантийном ремонте более полутора месяцев, клиент имеет право подать претензию и требовать полного возврата денег, а также выплаты неустойки в размере 1 процента от стоимости товара за каждый просроченный день ремонта, начиная с 46-ого дня.
Что делать в случае отказа
Как уже упоминалось, продавцы очень часто отказывают в возврате денег, особенно за некачественный товар. Многие даже отказываются принимать у клиента возвратное заявление, претензию. В таком случае юристы советуют отправить претензию продавцу по почте – он будет вынужден расписаться в квитанции о получении письма, и это будет уже достаточным доказательством того, что документ продавец все же получил.
Если продавец дает письменный отказ на претензию и просьбу покупателя о возврате средств, клиент с таким раскладом имеет право не согласиться. Он может повторно подавать претензию в выше стоящие инстанции – например обратиться в главный офис сети магазинов, к начальнику рынка и т.д.
Также повлиять на несговорчивого продавца помогут сотрудники Роспотребнадзора. Данная инстанция контролирует исполнение статей закона «О защите прав потребителей», имеет право проверять предприятия и, в случае обнаружения нарушений в их работе, накладывать серьезные штрафы.
И, наконец, если все способы повлиять на продавца испробованы, следует обращаться за помощью к Фемиде – подавать исковое заявление мировому судье либо в районный суд (если сумма иска превышает 100 тыс. рублей). При этом, однако, необходимо хорошо подготовится – лучше, если исковое заявление будет составлено юристом, и к нему будут приложены копии всех бумаг, проходивших по делу: чеков, квитанций, претензии и ответа на нее, экспертного заключения, договора с юридической компанией о предоставлении услуг и т.д.
Если дело выиграет потребитель, продавец должен будет выплатить покупателю деньги за товар, деньги за моральный ущерб, деньги на расходы по оформлению бумаг в суде и за юридическую помощь. Продавец также будет оштрафован за неисполнение закона «О защите прав потребителей».