Подлежит ли возврату косметика?

Ежедневно женщины всего мира покупают огромное количество косметических средств: декоративную косметику, косметику по уходу, лечебную косметику и парфюмерию. К сожалению, далеко не все покупки из магазинов косметики и парфюмерии оказываются удачными: одни товары оказываются просто не подходящими (по цвету, запаху и т.д), другие – некачественными или поддельными, на третьи может начаться аллергическая реакция.

Что делать несчастным покупательницам в таких случаях и можно ли возвратить магазину неудачных товар? Ответы на эти и многие другие вопросы даст эта статья.

Можно ли вернуть по закону

Отметим сразу, что вернуть магазину косметику – задача очень сложно, однако при определенных условиях и грамотном подходе – выполнимая. Дело в том, что согласно закону, косметические средства относятся к спецсписку товаров-невозвратников, вернуть или обменять которые в период двух недель (как все остальные товары) нельзя. Данный невозвратный список был утвержден Правительством еще в 1998 год. В него, помимо косметики, входят лекарственные препараты, продукты питания, гигиенические средства, автомобили, технически сложные товары и некоторые другие.

Всю эту продукцию возвратить магазинам или обменять на аналогичную по причине того, что она не понравилась или не подошла нельзя. Однако если товар, даже из списка «невозвратиков» является ненадлежащего качества (например, бракованный, с истекшим сроком годности) – вернуть его магазину или обменять на аналогичный качественный – можно. Для этого, правда, возможно придется «пободаться» с продавцом или даже оформлять письменную претензию на имя руководства магазина и сдавать товар на экспертизу качества. Однако закон, в данном случае, все-равно на стороне обманутого потребителя, а значит рано или поздно он отстоит свои права.

Еще одна законная лазейка для возврата магазину косметического товара – доказать, что продавец-консультант при продаже продукции не предоставит покупателю полной информации о товаре, либо предоставил ложные данные. Например, консультант убеждал покупателя, что косметика – оригинальная, французского производителя, а уже дома покупатель прочитал надпись «MadeinChina». В данном случае, доказать свою правоту для покупателя не составит труда, а вот, чтобы разыграть карту «неполной информации» от продавца, понадобятся свидетельские показания.

Основания для возврата

Покупая косметику в магазине нужно стараться быть максимально внимательным, так как вернуть данный товар довольно непросто. Так, даже если товар упакован, нужно обязательно проверить что внутри – действительно ли, например, парфюм с ароматом «яблоко» пахнет яблоком, а не жасмином, работает ли пульверизатор у флакона, того ли цвета губная помада, что значится на упаковке.

Несмотря на недовольство продавца просьбой открыть упаковку, покупатель имеет на это полное право и должен настаивать на своем. Это поможет минимизировать шансы покупки «неподходящей» продукции, вернуть которую нельзя.

А вот если товар подошел, но оказался низкого качества, вернуть его проще. Законно возвратить магазину некачественную косметику можно в следующих случаях:

  1. срок годности товара уже закончился;
  2. информация, указанная на упаковке, не совпадает с тем, что содержится внутри (например, не тот аромат духов, цвет краски и т.д.);
  3. нет инструкции к использованию товара, либо инструкция не полная, либо написана на иностранном языке без перевода – не зная, как пользоваться товаром, покупатель может себе навредить;
  4. проблемы с маркировкой продукта – согласно законам РФ, на каждом товаре должна содержаться достоверная информация о том, кто, когда и из чего изготовил товар, причем все эти сведения обязательно должны быть на русском языке;
  5. в составе товара содержатся вредоносные для человека компоненты, и это подтверждено независимой экспертизой.

Если имеет место хотя бы один из перечисленных выше пунктов, продавец обязан удовлетворить требования покупателя по замене либо полному возврату товара.

Когда вернуть не удастся

Если покупатель ошибся с цветом, запахом, формой косметического средства (либо если они ему впоследствии разонравились), вернуть качественный товар, даже при наличии всех чеков и дюжины свидетелей, он не сможет. Так как, повторимся, косметика относится к утвержденному Правительством «невозвратному» перечню.

Вернуть товар также не получится, если продукция покупателю не подошла. Например, у человека началась аллергическая реакция на один из компонентов крема. Если данный компонент значился в составе средства на упаковке, покупатель ничего не добьется.

А вот ели в составе аллергического компонента не было, а он содержался в креме, и это будет доказано экспертизой, покупатель вправе сдать товар и, кроме того, может подать в суд на магазин за материальный и моральный ущерб, вред здоровью, а также на торговую марку – производителя крема.

Как вернуть: инструкция

Возврат некачественной косметики осуществляется так же, как и любого другого товара ненадлежащего качества, согласно статьям 19-24 закона «О защите прав потребителей». При этом, однако, к процедуре возврата покупателю следует подготовиться максимально тщательно, так как магазины косметики крайне неохотно принимают обратно товар, ссылаясь на постановление Правительства о том, что косметику вернуть нельзя.

Прежде всего, необходимо отыскать кассовый и товарный чеки и снять с них по несколько копий. Также необходимо приготовить свой паспорт и его ксерокопии. Далее – нужно составить специальную бумагу – претензию. В данном документе должны точно значится реквизиты магазина и личные данные заявителя, дата приобретения товара и его точное название (серия, номер, производитель и т.д.), должна быть подробно описана причина, по которой клиент желает вернуть товар, включая обстоятельства обнаружения проблемы, последствия и т.д.

Скачать образец заявления на возврат товара.doc

И, наконец, нужно четко прописать требование – вернуть деньги или обменять продукт на аналогичный, качественный. В конце проставляется дата и подпись клиента. Документ должен быть составлен в двух экземплярах.

Когда все бумаги готовы, можно брать их, дефективный товар и идти в магазин. Там следует изложить ситуацию устно, а затем под роспись вручить продавцу товар и претензию.

Далее стоит действовать по ситуации. Продавец может сразу согласиться с требованиями клиента (если с причиной возврата не поспоришь, и она очевидна, например, истек срок годности) и вернуть ему деньги, а может отправить товар на проверку качества. В данном случае, клиент будет ждать ответа порядка 10 дней. Если проверка покажет, что действительно, товар некачественный, продавец вернет деньги за покупку. Если же проверка проблемы не найдет, продавец ответит на претензию отказом.

С таким ответом, если покупатель уверен в своей правоте, он может не согласиться, а инициировать проверку товара (за свой счет) независимыми экспертами. Впоследствии, если независимая экспертиза докажет наличие дефекта, расходы на проведение исследования лягут на продавца. Он также должен будет полностью удовлетворить требования покупателя.

Что делать, если отказали в возврате

Если даже после предоставления продавцу экспертного заключения о том, что товар некачественный (испорчен, поддельный, содержит вредоносные элементы и т.д.), магазин отказываться слушать клиента и не желает возвращать ему деньги, следует подавать против магазина иск. Если сумма покупки не превышает 50 тыс. рублей – идти нужно в мировой суд, если превышает – в районный.

Скачать образец иска о защите прав потребителя.doc

Исковое заявление можно составить самостоятельно, а можно прибегнуть к юридической помощи. К данному документу обязательно следует приложить копии всех бумаг, проходивших по деле, а именно: чеков, квитанций, претензии и ответа на нее, свидетельских показаний, экспертных заключений, справок от врача, если был причинен вред здоровью и т.д. Помимо выплат материального ущерба в исковом заявлении можно потребовать компенсации морального ущерба – за причиненные клиенту неудобства и страдания.

При наличии хорошей доказательной базы, суд будет на стороне покупателя, а нерадивый продавец должен будет оплатить еще и все сопутствовавшие расходы.

Также в споре с магазинами можно прибегнуть к помощи Роспотребнадзора: данная структура проверит организацию и, при наличии нарушений, оштрафует ее.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here