Какие сроки проверки качества технически сложного товара установлены законом?

Современный рынок перенасыщен самыми разными, в том числе технически сложными, товарами: можно найти технику различных ценовых категорий, от различных производителей. А значит, и качество этих товаров может существенно отличаться: часто попадаются товары с дефектами, браком. Такие товары, согласно закону, покупатель имеет право вернуть в магазин либо обменять на аналогичные рабочие.

Однако, чтобы вернуть (заменить) покупку, покупатель должен доказать, что возникшая неисправность, дефект товара – производственный брак, а не его вина. Доказать либо опровергнуть это могут только независимые эксперты, которые будут исследовать товар определенное количество времени, после чего выдадут свое заключение. О том, сколько может длиться такая проверка и что в этот период должен делать клиент – этот материал.

Какие товары относятся к технически сложным

Такое понятие, как «технически сложный товар» появилось и стало активно использоваться в документации сравнительно недавно – в 2000-ных. Однако первое время, в связи со стремительным появлением новых видов техники, не было единой базы таких товаром. Только в 2011 году был на законодательном уровне утвержден точный список товаров, подпавших под категории «технически сложных».

Это такие приборы, механизмы и оборудование, как:

  1. аппараты, оснащенные функцией полета;
  2. приборы с беспроводной связью;
  3. навигация;
  4. мультизадачные приборы с сенсорными экранами (современные смартфоны, планшеты и т.д);
  5. оборудование, поддерживающее спутниковое TV;
  6. автотранспорт и сельхозтехника с двигателями разного типа;
  7. водный транспорт с двигателями разного типа;
  8. автоматизированные бытовые приборы с дисплеями (холодильники, манинки-автоматы, и.т.д).

Таким образом, техника, которую можно отнести к какому-либо из выше перечисленных пунктов – и есть те самые технически сложные товары.

Когда и как проводится проверка

Проверка товара, который входит в перечень «технически сложных», — дело трудоемкое и затратное. Однако обязательное в том случае, если покупатель желает вернуть покупку в магазин.

Согласно статьям 18-24 «Закона о защите прав потребителей», вернуть технически сложный товар в магазин клиент может только в случае обнаружения в товаре какой-либо неисправности, брака, мешающего нормальному функционированию прибора. В отличие от других товаров, которые можно сдать, если они не подошли по цвет или размеру, технику можно сдать только как товар ненадлежащего качества. Сделать это можно в первые 15 дней после покупки и далее в любой из дней действия гарантийного обслуживания товара.

При этом необходимо понимать, что по истечение 15 дней со времени произведения акта купли-продажи продавец скорее всего будет настаивать на гарантийном ремонте, а не на обмене/возврате техники, и это его право.

Стоит также знать и быть готовым к тому, что в любом из описанных случаев, продавец будет настаивать на проверке товара собственными специалистами (возможно, сотрудниками сервисного центра, с которым подписан контракт) либо независимыми экспертами. Клиент имеет право лично присутствовать в ходе проведения обеих этих проверок.

При этом, если специалисты вынесут заключение о наличие производственного брака, продавец должен будет удовлетворить требования клиента и оплатить работу экспертов. Если же экспертиза назовет виновным покупателя и неправильную эксплуатацию, работу экспертов оплатит сам покупатель. Испорченный товар при этом он возвратить не сможет.

Если с экспертным заключением клиент не согласен, он может потребовать проведения повторной экспертизы либо обратиться в суд, Роспотребнадзор.

Сроки проведения

То, сколько будет длится проверка технически сложного товара экспертами, во многом зависит от требования клиента, выраженного в претензии, а именно от того, хочет ли он вообще вернуть товар, обменять его или бесплатно (по гарантии отремонтировать).

Так, если клиент приходит с претензией в течение 15-и дней после совершения покупки и требует полного возврата средств, экспертиза по закону может длиться не больше 10 дней.

Если клиент хочет заменить товар на аналогичный, однако рабочий, проверка продлится до 20-ти дней.

Если же клиент настаивает на гарантийном ремонте техники, ждать ему, возможно, придется до 45 дней.

Клиент также должен знать, что если проверка товара магазином либо экспертной группой проводится дольше недели, покупатель может потребовать товар с аналогичными функциями на замену. Если это требование он письменно указывает в претензии, продавец обязан требование удовлетворить. Более того, если речь идет о тяжелом товаре, магазин должен обеспечить клиенту бесплатную доставку домой.

Отличия проверки качества от экспертизы

Понятия «проверка качества» и «экспертиза товара» — похожи, однако не идентичны. В первом случае ситуация полностью вращается вокруг магазина. То есть товар осматривают, возможно тестируют сотрудники магазина (специалисты сервисного центра) в самом магазине либо конкретном сервисном центре. Такая проверка при этом должна длится не дольше 20 дней. По ее результатам делается акт проверки.

Если же речь идет об экспертизе товара, то ее должны осуществлять независимые эксперты. С конкретным магазином они никак не связаны, а значит их заключение более объективно, чем заключение проверки магазина. Работа экспертов может длится до 45 дней.

Если дело с возвратом технически сложного товара доходит до суда, в суде потребуется именно заключение независимой экспертизы, а не проверки магазина.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here