Светильники, люстры, лампы – обязательная составляющая интерьера любого современного дома. При этом важнейшая часть этих приборов – светодиоды – имеют определенный срок работы, а значит перегорают и нуждаются в замене. Однако случается, что купленные взамен испорченным лампочки к конкретной люстре могут не подойти (чаще всего по размеру) либо подойти, однако так же, как и их предшественники, оказаться испорченными. В этом случае покупатель имеет право вернуть ненужную ему покупку в магазин. О том, как сделать это законно и быстро – данный материал.
Содержание:
Основания для возврата
Закон «О защите прав потребителей» утверждает, что основанием для возврата исправного товара в магазин может быть несоответствие следующим критериям:
- размер;
- цветовая гамма;
- удобство использования и др.
Проще говоря, новый работающий товар можно возвратить продавцу банально по причине того, что он не понравился или не подошел. Простой пример – купленные для светильника лампочки оказались слишком малы по размеру и не могут быть использованы покупателем по назначению.
Закон также отмечает, что покупатель имеет право вернуть продавцу неисправный товар при условии, что причина поломки продукта – не эксплуатация, а именно производственный брак.
Можно ли вернуть по закону
Согласно положениям российского законодательства, а именно 25 статье закона «О защите прав потребителя», клиент может возвратить в магазин покупку и получить обратно свои деньги (либо аналогичный товар), в течение двух недель со дня произведения акта купли-продажи. При этом, однако, покупателем должен быть соблюден ряд следующих условий:
- товар не должен был быть в эксплуатации;
- товар должен сохранять первоначальный свойства и вид, включая целостность всех марок, этикеток, бирок и пломб;
- товар должен быть полной комплектации.
Также желательно при возврате приложить к товару кассовый и товарный чеки, гарантийный талон (если есть). При этом, если данные документы покупателем утеряны, — не беда. Доказательством совершения покупки в конкретном магазине могут послужить данные с кассовой ленты (они хранятся в магазине не меньше месяца) либо показанья третьего лица, присутствовавшего при покупке.
Закон «О защите прав потребителей» (а именно, статьи 18-24) также наделяет покупателя возможность вернуть в магазин неисправный товар, который не работает по причине производственного брака. Такой товар может быть возвращен продавцу в течение 15 дней после приобретения и далее в любой из дней нахождения товара (в данном случае, светодиода) на гарантии. Если гарантия на товар не предусмотрена, по закону, она составляет два года со дня покупки.
Для возврата магазину некачественного товара необходимо составлять специальное заявление либо претензию, также может потребоваться проведение независимой экспертизы, которая призвана установить – кто является виновником неисправности покупки.
Как вернуть или обменять качественные лампочки?
Качественные лампочки, которые не подошли, либо не понравились клиенту, он может возвратить в магазин по правилам возврата товара надлежащего качества. Для этого необходимо прийти с лампочкой в магазин в период с первого по четырнадцатый день со дня приобретения товара. Лампочка должна иметь товарный вид – то есть на ней должны быть все этикетки и наклейки, что и при продаже; не должно быть никаких сколов, царапин, следов эксплуатации.
При себе желательно иметь кассовый и товарный чеки, если есть – гарантийный талон. В случае, если все выше перечисленные условия соблюдены, продавец, скорее всего, согласится удовлетворить требования клиента и предложит ему заполнить специальную форму – заявление на возврат. После этого либо сразу же, либо спустя несколько дней покупатель получит обратно свои деньги (или другую, подходящую ему лампочку).
Как вернуть некачественный товар?
В ситуации, если в ходе проверки, уже дома, покупатель обнаруживает, что новый, недавно купленный светодиод не работает или работает как-то неполноценно, покупатель должен действовать согласно закону «О защите прав потребителей», а конкретно согласно статьям данного закона, касающимся возврата товара ненадлежащего качества.
Покупатель, таким образом, должен прийти в магазин с чеками, некачественным товаром и заявить о дефекте в нем, а также о своем желании вернуть товар (в данном случае, светодиод) – подать заявление на возврат либо претензию. Если клиент обращается в первые 15 дней со дня покупки и заводской брак очевиден, продавец, скорее всего, пойдет навстречу и заменит неисправный светодиод на работающий.
Если покупатель обратится в магазин позже, в период гарантийного обслуживания лампочки, продавец, возможно, будет настаивать на ремонте, а не замене светодиода. Также возможно потребуется проведение независимой экспертизы, которая позволит определить, по чьей вине лампочка перестала работать.
При этом если причиной неполадки признают заводской брак, магазин полностью удовлетворит требования клиента. Если же эксперты докажут, что светодиод не работает по причине неправильной эксплуатации, ни денег, ни бесплатного ремонта клиент не получит, более того, будет вынужден оплатить расходы на экспертизу
Сроки возврата и обмена
Итак, заявление на возврат написано и вручено под роспись продавцу, когда же клиент получит обратно свои деньги или аналогичный, более удачный товар? В законе «О защите прав потребителей» сказано, что требования клиента при возврате либо замене качественной продукции должны быть удовлетворены в срок до 3-х рабочих дней. Если вдруг аналогичной необходимой модели нет (например, нет светодиода нужного размера), период ожидания может быть продлен до 7 рабочих дней.
Что касается товаров ненадлежащего качества (неисправных лампочек, с дефектами), то деньги за них либо аналогичные, только исправные светодиоды, клиент по закону должен получить не позднее, чем спустя 10 дней после подачи заявления на возврат либо претензии.
Магазин отказывает в возврате – что делать?
К сожалению, случается, что недобросовестные продавцы, даже в случае их очевидной неправоты, отказываются возвращать деньги за светодиоды или обменивать их. Некоторые магазины даже не принимают претензию, чем нарушают сразу несколько прав своего клиента. Как действовать в таком случае?
Если продавец вообще не желает разговаривать и принимать какие-либо бумаги, претензию следует отправить ему почтой – он распишется в почтовом уведомлении, а это впоследствии станет достаточным доказательством для суда, свидетельствующем о том, что бумага дошла до продавца.
Если продавец дает отказ на заявление о возврате, следует составить претензию на имя руководства магазина (сети магазинов), пригрозить судебным иском.
Если же не срабатывает и это, стоит действительно обратиться в суд, приложив к исковому заявлению копии всех бумаг, проходивших по делу (чеков, претензии и отказа на нее, гарантийного талона). В данном случае также следует запросить компенсации не только материального, но и морального ущерба.
Кроме того, помощником клиентов в борьбе с недобросовестными продавцами был и остается Роспотребнадзор – данная структура правомочна инициировать проверки предприятий и налагать крупные штрафы в случае обнаружения нарушений.