Можно ли вернуть смартфон в магазин?

Возврат смартфона магазину – дело довольно хлопотное и сложное, однако вполне выполнимое. Телефоны входят в перечень так называемых «невозвратных» товаров, поэтому, по закону, продавец может не принять обратно исправный телефон просто потому, что покупателю он разонравился.

А вот аппарат с заводским браком магазин обязан принять обратно, предоставив клиенту альтернативную модель либо полностью вернув средства. О том, как вернуть рабочий и бракованный телефоны, действуя в рамках закона, – эта статья.

Можно ли вернуть по закону

Статья 25 закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что покупатель правомочен возвратить магазину свое приобретение в период 14-ти дней со дня заключения с магазином сделки. При этом продукт должен иметь первоначальный вид, не быть ни коим образом использованным и сохранять полную комплектацию. Крайне желательное условие для совершения возврата или обмена – наличие кассовых и товарных чеков.

То есть отправить смартфон обратно в магазин, если человек не использовал аппарат и если со дня покупки не прошло больше, чем 14 дней, как бы можно. Но есть одно значительное НО: специальным Постановлением Правительства РФ утвержден список «невозвратных» товаров.

К нему относятся продукты питания, гигиенические средства, косметика, медикаменты, стройматериалы, а также «технически сложные» товары. Последняя категория – это, по сути, вся бытовая техника, современные компьютеры и смартфоны. Определение «смартфон» в данном списке не упоминается, однако оно подразумевается в параграфе «многофункциональные аппараты с сенсорными экранами».

То есть магазин имеет право на законных основаниях отказаться принимать, даже в течение первых двух недель после покупки, рабочий смартфон по причине того, что он неудобен либо разонравился клиенту. Однако если в работе прибора есть хотя бы малейший изъян либо если его комплектация не полна, а также при некоторых других обстоятельствах – вернуть его можно. Как – читайте далее.

Как вернуть, если он разонравился?

Несмотря на то, что в упомянутом выше перечне «невозвратной продукции» телефоны косвенно упоминаются, то, что они не названы прямо, многие юристы считают достаточным аргументом в пользу того, что смартфоны к перечню «невозвратных» товаров можно не относить. На этом же настаивает Роспотребнадзор.

В его письме «Об обмене сотовых телефонов» говорится, что смартфоны не являются «технически сложными», и их обмен либо возврат должен производится по тем же правилам, что и вся остальная продукция. К сожалению, данное письмо носит лишь рекомендательный характер и большинство магазинов с ним не согласно.

Однако, как показывает практика, в судебных исках и затяжных тяжбах магазины также не заинтересованы, поэтому постараться договориться с ними о возврате либо обмене товара (последнее более вероятно) все же можно. Продавец скорее предпочтет предоставить клиенту альтернативную модель пусть даже «технически сложного товара» и разойтись полюбовно, чем затрачивать время и финансы на судебные разбирательства. Поэтому если смартфон не нравится – следует идти в магазин и договариваться об обмене. Договориться же о возврате средств будет гораздо сложнее – терять деньги продавец, скорее всего, откажется.

Если же магазин категорически не соглашается даже на замену рабочего неиспользованного телефона, придется составлять претензию – письменное заявление, в котором четко изложены требования (вернуть деньги, обменять товар) и причины замены. Претензия вместе с чеками вручается под роспись продавцу. В течение 10 суток магазин должен дать ответ на эту претензию. Если ответ отрицательный, с его копией и с ксерокопиями остальных документов – можно смело идти в суд.

Еще один способ добиться замены рабочего телефона либо полного возмещения его стоимости – доказать, что в ходе акта покупки продавец ввел клиента в заблуждение, умолчав те или иные сведения о работе аппарата. Для этого, правда, необходимы подтверждающие свидетельства третьих лиц. Также законно настаивать на возврате можно, если в комплектацию смартфона не входит подробная инструкция на русском языке – об этом говорит статья 10 закона «О защите прав потребителя».

Как вернуть неисправный смартфон?

В ситуации, если потребитель нашел в телефоне существенный производственный дефект (брак) он правомочен обменять аппарат на другой, бесплатно отремонтировать его, либо вообще потребовать полный возврат денег. Это не зависит от того, считает продавец товар технически сложным или нет.

По закону, если клиент обнаруживает брак в смартфоне до истечения двух недель после покупки, он идет с телефоном в магазин, составляет претензию, и в 3-дневный срок получает обратно отлично работающий аналог смартфона либо полную компенсацию денег. Если магазин инициирует проведение экспертизы, то ответ покупателю он должен дать не позднее, чем через 10 дней после получения претензии.

Если же производственный брак был замечен потребителем более чем через 14 дней после совершения покупки (в период гарантийного обслуживания телефона), вернуть смартфон он тоже правомерен. В этом случае, необходимо писать на имя магазина претензию, ожидать проведения экспертизы и гарантийного ремонта.

По закону, вернуть отремонтированный, находящийся на гарантии,аппарат клиенту магазин должен не позднее, чем спустя 45 дней после подачи претензии. Если данные сроки не соблюдаются, клиент вправе требовать полный возврат денег или замену. Возврат денег либо замену аппарата на аналогичный, потребитель также может потребовать, если отремонтированный телефон сломался менее чем через месяц после гарантийного ремонта.

В случае, если магазин отказывается удовлетворять требования клиента либо если экспертиза не признает поломку смартфона «производственным браком», покупатель может инициировать повторную экспертизу (однако уже за свой счет) и затем с ее результатами и всеми документами – обращаться в суд. Если иск на сумму до 50 тысяч – идти следует к мировому судье; если более 50 тысяч рублей – в районный суд.

Также, как показывает практика, помочь решить спор с недобросовестным продавцом может поддержка Роспотребнадзора.

Возврат в интернет-магазин

Сегодня смартфоны продаются через Интернет так же часто, как и в обычных магазинах. Однако в случае интернет-покупки большинство покупателей теряется и не знает, как возвратить смартфон, если он не понравился либо неисправен.

На самом же деле, бояться в случае онлайн-покупки нечего, и вернуть купленный через Интернет телефон даже проще, чем тот, который приобретался в стационарном магазине. Более того, вернуть свои кровно заработанные можно еще до того, как курьер доставит посылку с телефоном.

Если же посылка уже доставлена, возвратить средства можно в течение 7 рабочих дней после доставки. На имя руководства магазина следует, так же через интернет, направить заявление на возврат. И в следующие 10 дней магазин перечислит стоимость телефона. Однако обратную доставку товара в случае возврата, интернет-магазину оплачивает клиент.

Как составить заявление на возврат или претензию

Заявление на возврат или претензия – это документы, единой утвержденной формы которого не существует. Оно может быть составлено от руки либо отпечатано. Самое важное, чтобы данный документ раскрывал такие вопросы, как:

  • личные данные покупателя;
  • реквизиты магазина;
  • обстоятельства приобретения смартфона – здесь стоит указать место (адрес магазина) и число, когда был куплен телефон;
  • обстоятельства обнаружения дефектов, с подробным описание каждого дефекта;
  • требование клиента – а именно, вернуть смартфон и получить свои деньги обратно.
  • дата подачи документа и подпись с расшифровкой.

Юристы советуют ссылаться на конкретные статьи закона: статья 18 (когда говорится о неисправностях), статья 25 (когда речь идет о возврате рабочего телефона). Специалисты также рекомендуют добавить пару предложений о том, что покупатель, в случае отказа в приеме товара, может и готов отстаивать свои права в суде.

Скачать: Претензия на возврат товара в магазин.doc

Скачать: Заявление на возврат телефона.doc

Такое заявление (претензию) следует составить в двух экземплярах – на случай, если один из них будет утерян или испорчен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here