Правила возврата товара в магазин знакомы, как правило, каждому, кто сталкивался с необходимостью отменить свою покупку и забрать деньги. Но что делать, когда такая необходимость возникает между двумя компаниями – поставщиком и покупателем.
Здесь применяются совершенно другие правила, поскольку все взаимоотношения происходят между юридически зарегистрированными лицами. Закон «О Защите прав потребителей» тут не действует, так как он рассматривает только права физических лиц.
Принцип же покупки между компаниями обычно такой: одна компания производит закупку товара у другой компании на договорной основе, деньги перечисляются на расчетные счета организаций, все это регулирует гражданский договор купли-продажи. Соответственно, нормы, которым нужно руководствоваться при возврате товара, прописаны не в Законе о ЗПП, а в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Что добавляет головной боли представителям организаций.
Если смотреть проще – то никаких особых четких правил о нюансах возврата закон не предоставляет юридическим лицам. Все должно быть изложено в договоре, в противном случае, такой возможности может и не быть вообще.
Давайте рассмотрим два стандартных варианта возврата купленного.
Надлежащего качества
По закону вернуть качественный товар юрлицу, если вы также юридическое лицо, невозможно. То есть, в ситуации, когда вы закупили партию товара, а потом передумали – считается вашей личной ответственностью и ошибкой. Такой товар возврату не подлежит, и поставщик совсем не должен идти вам навстречу и принимать покупку обратно. Разумеется, отношения между компаниями могут быть дружескими, и тогда руководство способно договориться о возврате, но случается это крайне редко.
Как и во всех случаях с законами РФ, есть исключение – вернуть приобретенное можно в том случае, если поставщик прописал такую возможность в самом договоре в отдельном его пункте. Тогда, как и все остальные пункты договора, возврат будет юридически обоснован и фактически «предложен» со стороны компании-поставщика на определенных условиях. Обычно такими условиями выступает срок возврата и расходы на транспортировку не подошедшей по личным причинам партии.
Если же договор молчит по поводу условий возврата товара, то добиться подобного действия можно только задействовав Арбитражный суд.
Другая ситуация может быть, если компания закупила товар у другой компании для его дальнейшей реализации физическим лицам. В таком случае покупатель-юрлицо становится дилером или распространителем продукции, и если дальнейший покупатель (физлицо) хочет вернуть товар по претензии, то компания-продавец может его принять обратно. Как правило, такой исход дела достигается редко из-за своей сложности.
Ненадлежащего качества
А вот некачественный товар подпадает под правила возврата между юридическими лицами. Компания-покупатель при этом должна иметь одно из трех оснований для подачи претензии:
- В партии был обнаружен брак или неисправности.
- Продавец или поставщик намеренно скрыл наличие дефектов или проблем с партией.
- Приобретенное не соответствует озвученным требованиям покупателя.
В таком случае возврат проходит даже без указания его возможности в договоре (тогда следует применять главы с 27 до 30 ГК РФ), при этом разрешиться ситуация может не одним, а несколькими способами:
- Юридическое лицо может потребовать от поставщика устранение дефектов в партии (если возможно) или оплаты ремонта/устранения этих дефектов.
- Товар можно попросить заменить на аналог, только соответствующий нужному качеству.
- Можно запросить снижение стоимости бракованного товара.
- Можно расторгнуть договор полностью и потребовать всю сумму обратно, если не удалось договориться по остальным пунктам.
Помните! Вы не обязаны соглашаться на замену товара точно таким же, но исправным или качественным. Гражданский Кодекс разрешает компании-покупателю требовать возврата заплаченных за товар денег вне зависимости от наличия у продавца возможности устранить недостатки в партии или предложить альтернативу.
При таком возврате должны учитываться сроки обращения, и они могут быть разными. Знайте, что можно вернуть некачественные изделия и в процессе их использования, если дефекты не были выявлены при приемке. Следует учитывать следующее:
- Если на товар есть гарантийный срок, возврат осуществляется стандартно в рамках этого гарантийного срока.
- Если гарантии нет – государство предоставляет возможность вернуть изделия в течение 2 лет с даты продажи.
- Если на продукцию установлены сроки годности – возврат осуществляется в течение этих сроков.
Документы
Когда в партии товаров или просто в товаре обнаруживается брак, юридическое лицо, которое приобрело это изделие, обязано составить подробный Акт, в котором описывается, что не так с продукцией.
Важно! Акт должны подписывать обе стороны (и продавец, и покупатель). Если продавец отказывается подписывать акт (не соглашается с наличием дефектов), дело следует направить в суд.
Полный перечень документов, который понадобится компании-покупателю, чтобы вернуть купленное:
- Собственно, сам Акт о том, что купленное не соответствует заявленному качеству. Также, если это правда, можно составить акт на несоответствие количества оплаченного товара и полученного.
- Счет-фактура.
- Претензия на фирменном бланке компании с указанием причин возврата и причин отказа от замены товара.
- Товарная накладная на возврат приобретенного. Обязательно отметить, что производится возвращение, а не сама поставка.
- Договор купли-продажи.
Эти документы должны быть подписаны как продавцом, так и покупателем. В противном случае, необходимо передавать дело в судебные органы для разрешения спора.
Важно! Не следует обращаться в суд сразу же. Сначала попробуйте договориться посредством направления досудебной претензии. Это ваше обязательство по закону. Лишь в случае не достижения консенсуса, перенаправляйте дело в судебные органы.